Караимские кенасы

Крымские караимы – один из самых малочисленных тюркских народов. Исторической родиной крымских караимов является Крым, где в VIII – X в.в. происходило формирование этноса. Караимы являются потомками тюркских племен Хазарского Каганата и аборигенного населения Крыма. Наиболее древние места проживания караимов – Феодосия, Солхат, крепость Кырк-Ер, Мангуб-Кале, Бахчисарай. В XIII в. Князь Даниил Галицкий вывез часть караимов в Галицию. В городе Галиче, Ивано-Франковской области, до сих пор сохранилась немногочисленная община караимов. В конце XIV в. Великий Литовский князь Витовт вывез из Крыма в Литву около 400 семей крымских караимов. В основном это были семьи воинов. Крымские караимы составили гвардию Витовта, охраняли его резиденцию в г. Тракае. Совместно с крымскими татарами принимали участие в Грюнвальдской битве. Впоследствии часть караимов переселилась в Польшу. До присоединения Крыма к России духовным и административным центром караимов в Крыму был город-крепость Кырк-Ер (Джуфт-Кале). Здесь проживали духовный глава караимов, князья, сановники, состоявшие на службе крымских ханов и военоначальники. Гарнизон крепости состоял из караимов, которые были беззаветно преданы ханам. В Кырк-Ере находятся два наиболее древних храма караимов (кенасы). Там же распологались ханский монетный двор, которым заведовали караимы и, основанная ими в 1731 г. первая типография в Крыму. В Крымском ханстве караимы пользовались самоуправлением, были освобождены от многих налогов и податей. После присоединения Крыма к Росии, когда край умиротворяется, караимы расселяются в других городах Крыма: Ялте, Симферополе, Севастополе, Евпатории (большая община здесь существовала с конца XVI в.). Русское првительство предоставило караимов все права русских граждан, а также ряд льгот. Проявив верность российскому престолу в Крымской войне, и оказав значительную помощь войскам, по завершении военных действий караимы на льготных условиях приобретают поместья, угодья, сады, виноградники, промыслы. Народившейся буржуазии Крым не дает полной реализации своего потенциала. Поиски новых рынков сбыта и стремление к европейскому образованию вынуждает состоятельных караимов переселяться в крупные города России: Москву, Санкт-Петербург, Киев, Одессу, Херсон, Харьков, Екатеринослав и др. До 1917 года в России существовало 40 караимских общин. Общая численность караимов достигала 13 000 человек. События первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн сильно повлияли на сокращение численности караимов. С 1837 года Евпатория является духовно-административным центром караимов России. До установления советской власти в городе действовали два храма, духовное училище, религиозная школа, два ремесленных училища, национальный музей и библиотека, типография, приют, выходил печатный орган. Государственная политика духовно-культурного геноцида привела к тому, что к 30-м годам XX века все караимские учреждения ликвидируются. В настоящее время численность крымских караимов во всем мире не превышает 2000 человек. На Украине – 1100. В Крыму – 800. В Евпатории – 250. Храмовый комплекс крымских караимов (караев) состоит из здания Большой и Малой кенаса (молитвенных домов), здания религиозной школы, благотворительной столовой, хозподворья и нескольких внутренних двориков. Издавна являлся центром компактного проживания караимов в Евпатории. С 1837 года – духовный центр караимов России. Замысел создания комплекса возник в конце XVIII века. Разрешение на сторительство было получено в 1803 году. В 1805 году окончено строительство Большой кенаса. В 1815 году на месте старого храма построена Малая кенаса. В 1900 г. сооружен портал главного входа. В 1921 г. оба храма были закрыты. В 1942 г. была открыта Малая кенаса, тогда же построена благотворительная столовая. Последнее закрытие храма состоялось в 1959 г. В разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, БТИ, краеведческий музей. Здание Малой кенаса восстановлено силами караимов в 1999 г. Освящение состоялось 4.09.99 г. Комплекс кенас – памятник архитектуры XVIII в. государственного значения. Караимский язык "По фонетическим, грамматическим и лексическим особенностям караимский язык весьма близок из древних тюркских языков к половецкому, а из современных – к карачаево-балкарскому, кумыкскому, крымско-татарскому и другим кыпчакским языкам. Данные караимского языка указывают на то, что караимы последовательно входили сначала в состав таких племенных союзов как хуннский, булгаро-хазарский, узо-печенежский, и только позже - в кыпчакско-половецкий племенной союз с господствующим кыпчакским языком, основные черты которого караимы сохранили и в современных диалектах. Определяя место караимского языка среди тюркских языков, его по основным признакам следует отнести к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. Караимский язык с исторической точки зрения представляет значительный интерес, т.к. фонетическая его структура, лексика и грамматический строй сохранили следы древнейшего состояния тюркских языков… Древние элементы характерны также и для лексического состава караимского языка, который содержит значительное количество слов, характерных только для древних тюркских языков, в первую очередь, половецкого, - это, в частности, слова из области сельского хозяйства, пчеловодства, военного дела, замещенные в других тюркских языках заимствованиями из персидского, арабского и других языков". 


 


 


( http://evpat.org/data/upimages/s2010031.jpg ) ( http://evpat.org/data/upimages/s2010026.jpg )


 




( http://evpat.org/data/upimages/s2010178.jpg




( http://evpat.org/data/upimages/s2010003.jpg )




( http://evpat.org/data/upimages/s2010024.jpg )




( http://evpat.org/data/upimages/s2010019.jpg )




( http://evpat.org/data/upimages/s2010004.jpg )

( http://evpat.org/data/upimages/s2010010.jpg )





Огигинал статьи «Караимские кенасы»  -
Главная страница сайта «Евпатория»  -