Текие Дервишей

Есть в Евпатории интересный архитектурный комплекс - Текие дервишей. Это бывший монастырь странствующих мусульманских монахов - дервишей (”бедный”,”нищий” в переводе с персидского), являющихся членами суфийских братств. Суфизм - одно из самых загадочных и парадоксальных учений Востока (см. ниже).


Расположен Текие дервишей в начале улицы Интернациональной. Со стороны улицы его скрывает отреставрированный фасад двухэтажной кофейни 19 века. Само Текие, или Ханака (обитель) - здание 15 - 16 века. Напоминает по характеру постройки (основной зал и лепящиеся к нему кельи) медресе Зинджирли в Бахчисарае. Текие - шестигранник с купольной крышей, высотой 20 метров, толщина стен - 1 метр, 19 комнат - келий расположены вокруг центрального зала. Сферические паруса купола - элемент османской архитектуры, перенятый турками у византийцев. Говорят, что Текие - единственный, хорошо сохранившийся мусульманский монастырь в Крыму.


 


Текие Дервишей


Памятник включает в себя ряд разновременных сооружений:
1. Двухэтажное здание, выходящее фасадом на ул. Караева.
2. Мечеть «Шукурулла – эфенди» с последним сохранившимся в г. Евпатории минаретом. Она упоминается в литературе как «соборная».
Это одноэтажная, прямоугольная в плане постройка (17,25 х 9,60 м.) с двухъярусным расположением окон. Помимо сохранившихся, в восточной стене выявлены более ранние оконные проемы на уровне нижнего и верхнего ярусов. В настоящее время они заложены бутом на глине. Крыша разобрана в 1988 году. Вход с северной стороны заложен. В южной стене сооружен михраб. В восточной стене мечети расположен вход в минарет. Минарет выполнен из тесаных блоков известняка. Основание минарета – четырехгранное 2,36х2,36 м. высотой 2,32 м., увенчано карнизом. На южной грани ствола минарета устроены три узких окна в форме бойниц с расходящимися внутрь боковыми стенками. На высоте 10,16 м. ствол плавно переходит в балкон – шерфе. Внутри минарета устроена винтовая лестница из 54 ступеней. Общая высота минарета от подошвы до основания алема – 20,07 м.
3. Купольное сооружение.
Здание расположено в 2,35 – 2,6 м. к востоку от мечети. В плане оно представляет собой квадрат со сторонами 11,85 х 11,8 м., который путем двойного среза углов переходит в восьмигранник, на котором лежит купол. Последний снаружи закрыт шатровым перекрытием, по которому уложена желобчатая черепица. Высота от современного пола до верха перекрытия –10,5м. В каждой из четырех стен основного квадрата здания пробито по два окна размерами 1,30 х 0,8 м. со стрельчатыми арками. По периметру зала расположено 19 дверных проемов в кельи, соответственно в северной, восточной и южной стене по 5 и в западной – 4. Один из входов ведет в так называемую «келью шейха».


Во дворе с южной стороны было кладбище, где хоронили правоверные мусульмане только служителей этих сооружений: шейхов, имамов, хатипов, мазинов, мюридов, мудересов, послушников текие дервиш. Старожилы Евпатории, которые жили здесь до 1944 года, видели своими глазами остатки надгробных камней на территории ансамбля, этому доказательство, обнаруженные на территории надгробные камни с иероглифами рунической письменности и надписями арабской вязью, также это подтверждают архивные материалы.



Первоначальной постройкой памятника была мечеть с минаретом. Затем было построено купольное задние. На основании археологических работ 1991-1992 гг. можно предварительно говорить о том, что Даная постройка возведена не ранее 60-х гг. 18 века.
Первое письменное упоминание о дервишеских обителях в Гезлеве (так до 1783 года называлась Евпатория) мы находим у путешественника 16 века Эвлия Челеби.
Вероятно, Текие Дервишей действовало и в первой четверти 19 века, о чем свидетельствует посещавший Евпаторию Минас Бжишкян. Летом 1925 г. Евпаторию посетила этнографическая экспедиция, организованная Крымским Наркоматом просвещения, в состав которой был У. Боданинский, сделавший карандашный эскиз юго-западного угла молитвенного зала Текие. В том же году Текие обследовали Н.Л. Эрнст и Б.Н. Засыпкин.


В 1925 г. был начат ремонт наиболее разрушаемых памятников в Евпатории, в том числе и Текие.


С 1985 г. проектом реставрации данного памятника занимаются сотрудники института Укрпроектреставрация. Ими были выполнены обмеры сооружений, и искусствоведом Л.И. Толочко была составлена историческая записка.


 


Экспозиция: быт дервишей в старинных экспонатах. Что носили, из чего ели, на чем играли. Почти все экспонаты - из личной коллекции директора музея этнографии Алифе Яшлавской. Женские головные уборы - их называют марама - ручной работы, им около ста лет. Медные кружки для воды хозяйка привозила из разных уголков Азии. Еще один ценный экспонат - символ Ислама, снятый с минарета. В Вторую Мировую его обстреляли с самолета. А самый дорогой экспонат коллекции  - женский пояс из золота и серебра.


быт дервишей


Рядом с Текие - мечеть Шукурлаэфенди с 1 минаретом, о котором, кстати, одним евпаторийским поэтом написаны такие строки: "Забирался минарет Текие, головою уходили в небеса. И сидели дервиши во дворе, им показывал Аллах чудеса…". О суфийских монахах (дервишах) в средние века ходило много легенд. Главным смыслом жизни этих людей был поиск мистического единения с Богом, путь Любви к Богу (Тарикат), личный опыт общения со Всевышним. "В воскресенье вечером и в четверг, когда дервиши кружиться начнут, в том собраньи Свет достигнет небес. Ради Бога, с Богом, в Боге живут".


Суфизм (на арабском "тасаввуф" - буквально "одетый в шерсть", от арабского "суф" - грубая шерстянная ткань и одежда из нее – отличительный знак аскета) религиозно-философское учение, сложившееся в рамках ислама. Это учение оказало огромное влияние на всю восточную культуру (поэзию, архитектуру, живопись и т.д.), т.к. в основе суфийского опыта – слияние со Всевышним в интуитивных экстатических озарениях. Члены суфийских орденов на своих собраниях устраивали радения с песнопениями и плясками, во время которых впадали в мистический экстаз. Эта практика получила очень широкое распространение от Гибралтара до Ганга. Дервиши странствовали из города в город, лечили, распространяли чудодейственные амулеты, но главное – учили мудрости, давали духовные советы всем, кто обращался за помощью, искореняя суеверия и заблуждения в народе. Во главе суфийской общины всегда стоял шейх, человек необычайной святости, имевший личный опыт Сэма – единения с Возлюбленным Богом. Шейх руководил жизнью братства и способствовал духовному просветлению членов ордена. "Чтобы ты от трудных дел не спешил, к нищите духовной (факр) был склонен. Иглой преданности рубище сшил. Помня Бога (зэкр), самоотречен". Суфии живут по принципу: "В миру, но не от мира сего". Они выполняют предписанные законы и правила общества, стараются как можно лучше сделать свою мирскую работу, но личность свою они при этом сохраняют в полной независимости, посвящая ее Богу. Суфиям не свойственны честолюбие, алчность, интеллектуальная спесь, желание выделиться внешним, а также у них отсутствует слепая вера и рабское повиновение. "На базаре одинок ты в толпе – стало внешним поведенье внутри. Безмятежный, о любви всюду пел, от себя идешь ты к Богу, смотри! От религий уходи и себя, Бог – отчизна у влюбленных всегда. К океану лишь ведут следы ног, Дальше – и не остается следа". "Быть суфи – означает быть таким, каким ты был до того, как появился в этом мире", - сказал знаменитый багдадский шейх Абу-Бакр ас-Шибли. А поэт Руми сказал: "Прежде чем в этом мире появился сад, виноградная лоза и виноград, наши души уже были пьяны от вина бессмертия". Ал-Худжвири писал: "Иная Вселенная скрыта за завесой людской суеты, она даст необходимые в наше время спокойствие и уверенность, и ты начнешь распознавать в мире вещей и событий Знаки Всевышнего, ты будешь учиться понимать их логику, которая отличается от человеческой. Есть путеводная звезда на Пути к Истине и имя ей – Любовь". Великие суфийские учителя прошлого – поэты Руми, Саади, Хайям, Аттар, Хафиз, Ансари, Джами оставили свои знаки на этом Пути. Помните у русского поэта Сергея Есенина: "В Хоросане есть такие двери, где осыпан розами порог, Там живет задумчивая пери, но открыть те двери я не мог". Кстати, именно суфизм дал толчок европейским христианским рыцарским орденам, традиции трубадуров, прославлению прекрасной Дамы, рыцарского служения образу Возлюбленной. Священные цвета в суфизме – золотой и голубой. Существовали такие основные разновидности этого учения как: орден мевлеви ("крутящиеся дервиши"), рифаи ("воюющие"), каландари ("бритые»), чисити ("музыканты"), накшбанди ("молчальники"). Не малое место в суфизме занимают и женщины-дервиши: например великая поэтесса Рабийя (Софьян Тхаври), Омм Хайян Салмия, Амина Рамлия, Ом Али (Фатима) и другие. Комплекс Текие, сохранившийся в нашем городе – место святое, требующее бережного к себе отношения, заботы государства, возраждающаяся духовная традиция Востока и Запада.



Огигинал статьи «Текие Дервишей»  -
Главная страница сайта «Евпатория»  -